СОВРЕМЕННАЯ СФЕРА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ДРАЙВЕР ГЛОБАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
DOI:
https://doi.org/10.25806/fm1-22023152-161Ключевые слова:
сфера услуг туризма и рекреации, цифровизация, цифровые платформы, продвижение, цифровые сервисы, технологические инновацииАннотация
В статье обоснована авторская позиция о том, что глобальная цифровизация основана на внедрении цифровых технологий и инструментов обеспечивающих цифровой прорыв в сфере туризма, рекреации и смежных отраслях экономики. Особый акцент сделан на актуальность цифровизации в области продвижения туристских услуг, которая включает в себя следующие направления: развитие туристского бизнеса на основе цифровых платформ; формирование цифровых сервисов для туристов; внедрение взаимопроникающих цифровых технологий, интернета вещей, больших массивов данных. Драйверами цифровизации и развития цифровых технологий в этой области рассматриваются: научно-технологическая инициатива, доступ к глобальной сети интернет, смещение потребительского интереса в сторону онлайн туризма, оказанию онлайн услуг и т.д. Дальнейшие векторы цифровизации в сфере продвижения туристских услуг сопряжены с шерингом или экономикой совместного потребления, формированием разноуровневых экосистем в туристском бизнесе, трансформации деловых операций в сложный многомерный электронный бизнес, что нуждается в постоянных, глубоких научных исследованиях и изысканиях.
Список литературы
Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы. 05.09.2017г. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения 25.10.2023).
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. 20.09.2019г. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/561260503 (дата обращения 25.10.2023).
Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)». 05.05.2018. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/557414759 (дата обращения 25.10.2023).
Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13. № 2. С. 143-172.
Леушина О.В. Инновации как источник развития экономики // Сибирская финансовая школа. 2015. № 2 (109). С. 96-100.
Макринова Е.И., Лысенко В.В., Евдокимов К.В. Проблемы развития и факторы конкурентоспособности рынка услуг в современной экономической системе // Международный научный журнал. 2017. № 4. С. 36-41.
Нюренбергер Л.Б., Щетинина Н.А., Севрюков И.Ю., Лучина Н.А., Петренко Н.Е.Управление бизнес-процессами в сфере туристских услуг: предпосылки, принципы, особенности // Инновации и инвестиции. 2020. № 4. С. 294-298.
Нюренбергер Л.Б., Климова Э.Н. Профайлинг как инновационный инструмент маркетинга отношений // В мире научных открытий. 2013. № 8-1 (44). С. 185-198.
Нюренбергер Л.Б., Архипов А.Е., Севрюков И.Ю. Инновационная парадигма маркетинговых коммуникаций в сфере санаторно-курортных услуг // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. 2016. С. 215-218.
Маневич Я.В. Инновационные решения как средство развития гостиничного бизнеса в эпоху цифровизации // Таможенное дело: актуальные проблемы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: СГУПС, 2023. С. 60-67.
Баталина Д.А., Зотова Е.Г., Леушина О.В., Лямцева К.К., Мальцева Н.А., Маневич Я.В. Сфера услуг в условиях трансформационных процессов: отраслевые особенности. Курск, 2023.
Бакаева В.В., Рогалева Н.Л., Щетинина Н.А. Управление конкурентным преимуществом в розничной торговле. Петропавловск-Камчатский, 2013.
Biryukov V.A., Dmitrieva O.V., Frolova V.B., Nikandrova L.K., Arkhipov A.B. Formation of a tourism entrepreneurial environment in the conditions of competition // Journal of Environmental Management and Tourism. 2019. V. 10. № 8 (40). P. 1779-1784.