ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГА В ЦИФРОВОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ

Авторы

  • С.О. Новосельский Автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского»
  • О.А. Колосова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет управления»
  • И.М. Завельская Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)»

Ключевые слова:

цифровой маркетинг, цифровая трансформация, рекламный контент, стимулирование сбыта, конкурентная среда

Аннотация

В статье выполняется уточнение теоретико-методических аспектов оценки эффективности маркетинга в цифровой конкурентной среде. Авторским коллективом отмечается, что маркетинг является актуальным инструментом достижения коммерческого успеха в конкурентном пространстве, для которого характерно агрессивное поведение компаний в борьбе за покупателя. От того насколько эффективно будет функционировать маркетинговый механизм во многом зависит корпоративная устойчивость в целом. С учетом сказанного формируется значимость системной оценки эффективности функционирования маркетингового комплекса предприятия. В научном пространстве присутствует значительное количество подходов, которые могут быть использованы для оценки эффективности маркетинговой деятельности, что существенно расширяет диагностический инструментарий. В работе представлена характеристика ключевых особенностей применения сбалансированного, экспертного, интегрального, затратного подходов, а также подходов по функциям маркетинга и результатам производственно-сбытовой деятельности. Представленный набор подходов рассмотрен через призму интерпретации научной составляющей различными авторами, а также путем отражения их положительных и отрицательных сторон. Каждый подход обладает своим уровнем актуальности, а их применение должно происходить с учетом доступности информационной базы для анализа, уровня квалификации потенциальных исследователей, отраслевых особенностей корпоративных маркетинговых бизнес-процессов, текущей конъюнктуры факторов внутренней и внешней среды, целей аналитической диагностика, а также положения предприятия на конкурентном рынке. Достижение принципа комплексности при организации оценочных процедур происходит при внедрении нескольких подходов. При современной конъюнктуре построения маркетинговой деятельности особое внимание заслуживают сбалансированный и интегральный подходы, которые опираются на адаптацию системы функциональных относительных показателей и расчет общего универсального интегрального показателя. Теоретическая значимость работы заключается в уточнении методического инструментария и подходов, которые могут быть использованы для оценки эффективности маркетинга. Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные показатели и критерии могут быть использованы в системе корпоративного менеджмента для поиска резервов повышения эффективности управления маркетинговым комплексом компании.

Список литературы

Бронская Т.А. Совершенствование маркетинговых стратегий для повышения конкурентоспособности страхового предприятия в цифровой экономике // Новая экономика. 2018. № 2 (72). С. 213-217.

Соменкова Н.С. Повышение конкурентоспособности предприятий в условиях цифровой экономики // В сборнике: Актуальные проблемы социально-экономической статистики и цифровизации экономических расчетов. Сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2024. С. 416-419.

Берк В.В., Моисеенко Д.Д. Показатели эффективности маркетинговой деятельности предприятия // В сборнике: маркетинг и логистика в системе конкурентоспособного бизнеса. IV Научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, студентов. 2019. С. 171-173.

Бабич О.В., Костромина А.Д. Повышение эффективности работы предприятий на основе совершенствования маркетинговой деятельности // Путеводитель предпринимателя. 2019. № 42. С. 24-32.

Безрукова Е.Г., Клишина Ю.Е. К вопросу оценки эффективности маркетинговой деятельности страховой организации // В сборнике: Будущее науки-2019. сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. 2019. С. 35-38.

Щербаков В.А., Рахматуллина А.Р. Показатели эффективности маркетинговой деятельности. Почему важно оценивать эффективность маркетинговой деятельности? // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 1-1. С. 690-695.

Габалова Е.Б., Тегетаева О.Р. Конкурентоспособность предприятий в условиях цифровой экономики // Modern Science. 2021. № 6-2. С. 42-44.

Еленева Ю.Я., Малкова Т.Б., Андреев В.Н., Лукина С.В. Развитие цифровой экономики как условие повышения конкурентоспособности предприятия // Российский экономический интернет-журнал. 2022. № 4. С. 55-57.

Золкин А.Л., Свердликова Е.А., Новосельский С.О., Грешилов Е.Т., Мамедова С.Ч. Политика электронных денег в существующей конъюнктуре платежно-расчетных отношений // Вопросы политологии. 2023. Т. 13. № 11-1 (99). С. 5766-5777.

Синцова Е.А., Воскресенская О.В. О влиянии цифровой экономики на конкурентоспособность промышленных предприятий // Экономика и управление. 2020. Т.26. № 9 (179). С. 986-992.

Пархомова В.Н., Борисова Т.С. Повышение конкурентоспособности предприятия в условиях цифровой экономики // В сборнике: XII Международный молодежный форум «Образование. Наука. Производство». Материалы форума. Белгород, 2020. С. 2997-3000.

Барыбина А.З. Анализ проблем сохранения конкурентоспособности промышленных предприятий на региональных рынках цифровой экономики // В сборнике: развитие территориальных социально-экономических систем: вопросы теории и практики. 2019. С. 6-8.

Фурсов А.П. Сущность и понятие конкурентоспособности товара (услуг) // Инновационная наука. 2018. № 11. С. 100-103.

Габинская О.С. Факторы конкурентоспособности товаров: теоретические аспекты // Наука и современность. 2010. № 2-2. С. 318-322.

Грачев Д.А., Кучеров И.М. Конкурентоспособность предприятий в условиях цифровой экономики // В сборнике: Актуальные проблемы экономики, финансов и государственного управления и пути их решения. - Балашиха, 2023. С. 58-64.

Новосельский С.О., Щедрина И.Н., Криулин В.А. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 7-2 (19). С. 23-28.

Гузенко В.А., Пьянова Е.С., Зюрина О.А. Интеграция цифровых технологий в маркетинге // Наука и образование транспорту. 2022. № 1. С. 211-214.

Авезов А.Х., Дмитриева Д.В. Методы оценки эффективности маркетинговой деятельности на промышленном предприятии // Вестник ПИТТУ имени академика М.С. Осими. 2020. № 2 (15). С. 49-62.

Емельянова А.С. Повышение экономической эффективности маркетинговой деятельности предприятия // В сборнике: молодые ученые в решении актуальных проблем науки. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (с Международным участием). Красноярск, 2022. С. 763-765.

Никифорова Т.И., Нашко М.С. Использование маркетинговых возможностей для повышения эффективности деятельности АК «Алроса» (ПАО) // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 8. С. 222-226.

Новосельский С.О., Мозговая Ю.С. Методы оценки эффективности рекламных кампаний организаций // Политика, экономика и инновации. 2015. № 2 (2). С. 13.

Арашев М. Цифровые технологии в маркетинге: интеграция искусственного интеллекта и интернета вещей для улучшения эффективности кампаний // Вестник науки. 2023. Т. 4. № 10 (67). С. 37-40.

Опубликован

29.11.2024

Выпуск

Раздел

Экономические науки